Информация о программах

 
Мнения специалистов по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Я работаю учителем начальной школы 20 лет, из них 10 лет по системе развивающего обучения – говорит учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 284
Санкт-Петербурга Светлана Викторовна Алексеева. Работая по этой программе, я поняла, что она интересна не только ученикам, но и учителям. В данной системе учитель строит обучение в соответствии с тремя принципами:
- от общего к частному, сначала осваиваем общие правила решения, потом применяем к конкретному случаю;
- знания не даются в готовом виде;
- учеба строится как поиск и проба средств решения задач. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Самое драгоценное в системе Эльконина – Давыдова – поиск, самостоятельное открытие детьми новых способов решения любых учебных задач. При этом задача учителя – направить учебный поиск так, чтобы дети сделали открытие и ощутили радость от собственной работы.
Заканчивая начальную школу по этой системе, дети имеют уровень знаний значительно выше сверстников. Они могут четко представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения, более общительны. Методика Эльконина – Давыдова помогает учащимся в средней школе быстрее и глубже усваивать заданный материал, что повышает мотивацию к учебе.
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – это полное обеспечение учебного процесса начальной школы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию и изобразительному искусству. Вся учебная литература разработана единым взаимосвязанным комплектом, позволяющим получать знания системно.
 
Мнения специалистов о программе «Школа России»
Я работаю с детьми 20 лет по традиционно – развивающей программе «Школа России» - говорит учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 284
Санкт-Петербурга Ирина Борисовна Кудрявцева. – По этой программе учились многие поколения детей. Все выросли достаточно образованными людьми, всесторонне развитыми, личностно ориентированными. Считаю, что эта программа нужна, она была, есть и будет всегда. Традиционно – развивающая программа позволяет не только тщательно отрабатывать навыки ученой деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе, но и развивать память, логику, креативное мышление, речь. В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения и развития творчества детей (математика – автор Л.Г. Петерсон, русский язык – автор Зеленина – Хохлова, окружающий мир – А. Плешаков, литература – Климанова – Горецкая) которые направлены на развитие познавательных способностей ученика, на самостоятельное решение проблемных ситуаций, на творческий подход к решению нестандартных заданий.

 
Отзывы родителей

Традиционная система потихоньку уходит в прошлое, учителя даже в традиционных классах все чаще используют учебники из развивающих систем. система Эльконина-Давыдова очень интересная и ребенок будет ХОТЕТЬ учиться. будет с радостью ходить в школу. а ни это ли самое главное?

Узнайте, сколько лет учитель работает по этой методике, постарайтесь поговорить с родителями предыдущих выпусков, узнайте у учителей среднего звена, как эти дети переходят в 5 классе на "традиционку", и только тогда делайте выводы

У меня три сына. Старшему уже 22! Младшему почти семь, подыскиваем школу. Господа, я так рада, что программа эта не забыта еще и Вы радуйтесь! Мой старший сын пошел в школу в 1992году по этой методике совершенно случайно. Как нам сказали тогда, из пяти классов только наш был экспериментальным. остальные первые были обычными. И какой результат?! Насколько я знаю, ВСЕ дети стали успешными, заканчивают престижные ВУЗы. А причина как раз в нестандартном подходе к решению любых жизненных задач, в том числе и в обучении. Что касается математики. Мы тоже тогда ничего не понимали в этих точечках-кружочках. Но, как показала практика, наш сын впоследствии мог решать задачи как минимум тремя способами, а может и больше. И еще я считаю, главное, найти хорошего носителя данной программы. Нам, в свое время, очень повезло. Наши учителя очень любили детей и свою работу и программу Эльконина-Давыдова! Я желаю Вам того же.

 

Чем образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова
отличается от других систем?
В системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова обучение строится в соответствии с тремя принципами:
1. Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям. Программа устроена так, что в каждом последующем разделе конкретизируется и развивается уже освоенный способ действия.
2. Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в "чистом виде".
3. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого рассматривается не как ошибка, а как проба мысли. Следование указанным принципам позволяет достичь основной цели обучения – формирования системы научных понятий, а также учебной самостоятельности и инициативности. Ее достижение оказывается возможным поскольку знания (модели) выступают не как сведения об объектах, а как средства их отыскания, выведения или конструирования. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления. Так, например, в начальном курсе математики эти принципы наиболее ярко проявляются при формировании центрального понятия – понятия (действительного) числа.
Число выступает и осваивается в первую очередь как средство оперирования с другим математическим объектом – величиной. В отличие от всех традиционных программ математического образования здесь исходным является понятие величины. Его освоению посвящено первое полугодие первого класса. Число появляется в ситуациях, когда невозможны прямые действия с величинами: задание величины, сравнение величин.
Исходно число выступает как реальное предметное действие – измерение величины. Затем это действие представляется с помощью различных модельных средств – цифровых и буквенных обозначений, чертежей, схем. Различные виды чисел (натуральные, дробные, отрицательные) и разные операции с ними (сложение, вычитание, умножение и деление) возникают в результате развития и конкретизации измерения.
В итоге учащийся не только знает о числах и операциях с ними, но и понимает их смысл. По-новому в таком подходе вводятся и основные арифметические действия. Исследования показывают, что учащиеся, обучающиеся по этой программе, отличаются тем, что могут:
• конструировать разные виды чисел и употреблять различные модели как средства разрешения учебных и математических проблем;
• решать круг практических задач, выходя за пределы применимости открытых учащимися способов действия, т.е. решать задачи в новых условиях;
• освоить вычислительные навыки и способы решения задач за более короткий отрезок времени.

 
История системы Эльконина-Давыдова
Образовательная система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, имеет уже более 40 летнюю историю своего существования:
• в- 1959 году на базе школы №91 была открыта лаборатория Д.Б. Эльконина "Психология младшего школьника";
• в 1976 году лаборатория получила план-заказ от Министерства просвещения РСФСР на разработку содержания начального образования;
• в 1991 году образовательная система Эльконина-Давыдова вошла в массовую педагогическую практику;
• в 1994 году по инициативе и непосредственном участие В.В.Давыдова была создана Международная Ассоциация "Развивающее обучение", которая объединила вокруг общих идей учителей, руководителей школ, специалистов и ученых развивающего обучения;
• в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем на равнее с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова;
• в 1998 году сотрудники лаборатории Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова за вклад в развитие отечественного образования получила Премию Президента РФ;
• в 1999 году авторы курса "Литература как предмет эстетического цикла" для начальной школы и учителя школы № 91 г. Москвы получили Правительственную премию в области образования;
• в 2000 году был создан (идея принадлежала также В.В.Давыдову) Открытый институт "Развивающее образование" на базе которого разрабатывается особая система переподготовки и повышения квалификации работников образования, обеспечивается методическая поддержка образовательного процесса в массовой учительской практике.
В настоящее время образовательная система Эльконина-Давыдова набирает силы в массовой отечественной и зарубежной школах:
• разработаны учебно-методические комплекты по основным учебным предметам в начальной четырехлетней школе (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд, музыка) а также программы и учебные пособия для основной школе по русскому языку и литературе;
• в 2000 году создана Экспериментальная площадка "Подростковая школа в системе Эльконина-Давыдова", которая работает по сетевому принципу и на базе которой идет разработка и апробация нового содержания и организационных форм обучения по предметам естественно-математического цикла;
• налажены контакты и идет работа над созданием совместного образовательного российско-американского Проекта в области математического образования, построенного на принципах и идеях Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, с использованием учебно-методического комплекта по математике для начальной школы авторов В.В.Давыдова, С.Ф.Горбова, Г.Г.Микулиной и О.В.Савельевой.
Особый интерес в настоящее время к данной системе связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования – формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности. Для достижения этой цели в школьном образовании необходимо было:
• уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях;
• изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий, что позволило уйти от большого количества частных фактов, ненужной информации, которыми изобилует большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться школьникам решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени, тем самым экономиться время для решение личностно значимых задач подростка часто не связанных в прямую с учебой в школе;
• перейти на другой тип отношений между учителем и классом, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Этот тип отношений можно назвать кооперационным, когда образовательный процесс строится в коллективно-распределенной деятельности между учителем и учащимися.
Именно эти изменения и были положены в образовательную систему Эльконина-Давыдова, что позволило формировать "мыслящего, думающего" молодого человека так необходимого для современной жизни.
 
Развитие мышления по методике Эльконина-Давыдова
Человеческое мышление – это особая психическая способность, связанная с возможностью человека решать мыслительные задачи. Своеобразие мыслительной задачи состоит в том, что человек должен лишь найти средство решения этой задачи. Любая мыслительная задача двухходовая (имея в виду цель задачи, человек отходит от ее решения, находит средства, и лишь тогда приступает к решению).
Итак, мышление начинается тогда, когда человек отказывается от прямого достижения цели, а ищет средства достижения цели. Для педагога важно расчленение мышления на рассудочно-эмпирическое и разумно-теоретическое. Философы всех времен и народов четко расчленяли у человека два типа мышления – рассудок и разум. Рассудок – это возможность человека классифицировать и группировать все окружающие предметы и на основе решения классификационно группирующих задач создавать правила, сообразные правилам действия. Разумное мышление направлено на выявление в группе предметов некоторых систем (как эта группа предметов взаимосвязана) и на то, чтобы в этой системе найти главное, основополагающее, начиная с чего можно развязать всю эту систему предметов. Разумное мышление – это не группировка, не классификация объектов, а поиск в объектах некоторой системности, в внутри этой системности – главного и второстепенного.
Существует достаточно много методик, позволяющих демонстрировать развитие теоретического (разумного) мышления, но, к сожалению, все эти методики исследовательского характера, они предназначены для психологов-исследователей. Задача сегодняшнего дня – методики психодиагностического характера превратить в портативные. Однако главное условие – учитель не должен диагностировать своих учеников. Диагностика должна проводиться со стороны. В школьных условиях, либо другим учителем, либо завучем, либо школьным психологом.
 
Профессиональная консультация и литература по методике Эльконина-Давыдова
В настоящее время в России существуют ряд учреждений и Центров, которые могут помочь родителям и учителям освоить образовательную систему Эльконина-Давыдова. Назовем некоторые из них:
• Открытый институт "Развивающее образование" г. Москва (директор А.Б.Воронцов, ректор Б.Д.Эльконин);
• Сибирский институт "Развивающее обучение" ( директор О.Л.Тузов, ректор В.В.Репкин) г. Томск;
• Методический центр "Развивающее обучение" при АПКиПРО (директор Т.П.Данилина, ректор Академии Э.М.Никитин.
Для самостоятельного освоения системы мы рекомендуем следующие книги:
1. В.В.Давыдов . Теория развивающего обучения.- М."Интор",1996.
2. В.В. Репкин, Н.В.Репкина.Развивающее обучение: теория и практика.- Томск, "Пеленг", 1997.
3. В.П.Зинченко. Психологические основы педагогики. М."Гардарики",2002.
4. А.Б.Воронцов ,Е.В.Чудинова. Психолого-педагогические основы развивающего обучения. М.,2003.
5. А.Б.Воронцов Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М."РассказовЪ",2002.
6. Г.А.Цукерман Виды общения в обучении. Томск, "Пеленг, 1994.
7. Г.А.Цукерман Оценка без отметки. – Рига, 1999.
8. Г.А.Цукерман Как младшие школьники учатся учиться.-Рига, 2000.
 
   

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz